keyboard_arrow_right
keyboard_arrow_right
Как выделить на предприятии центры ответственности и составить финансовую структуру компании
Полезное для предпринимателей

Как выделить на предприятии центры ответственности и составить финансовую структуру компании

В этой статье речь пойдет о том, как выделить на предприятии центры ответственности и составить финансовую структуру компании. Прежде всего, я хочу ответить на вопрос: а зачем это нужно? Ведь на предприятии достаточно организационной структуры и зачем еще делать финансовую структуру? Отвечаю: это нужно делать, во-первых, из-за того, что организационная структура может быть мобильна, т.е. может изменяться каждый месяц, отделы могут переноситься из одного департамента в другой, появляться новые отделы, переименовываться старые и т.д. Я работала в компании, где оргструктура менялась каждый месяц. И когда перед учредителем поставили вопрос об изменении хотя бы 2 раза в год или 1, то учредитель не захотел, мотивируя это тем, что компания развивается и делать статичной оргструктуру он не намерен. На фоне этого очень сложно строить систему бюджетирования, в которой участвуют все подразделения. Выход из этой ситуации – построение финансовой структуры, которая более статична. А во-вторых, финансовой структурой вы можете группировать отделы по их функциональному назначению.

Итак, для начала процесса бюджетирования на предприятии вам необходимо составить финансовую структуру компании, а это значит, определить центры ответственности и сгруппировать их в структуру. Подходы к формированию центров ответственности могут быть различны. Здесь нет никакого регулирования со стороны государства, поскольку это внутренняя «кухня» компании. По определению центров ответственности очень много книг написано, вы, наверняка, их уже читали и знаете, что основные  типы это:

— центры доходов, включающие управление маркетингом и сбытом

— центры расходов (или центры затрат), включающие управление производством и техническим обеспечением,

— центры инвестиций, включающие управление техническим развитием, НИОКР (научные исследования и конструкторские разработки).

Несомненно, выбор способа формирования центров ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, однако здесь необходимо учитывать ряд принципов:

  1. В каждом центре ответственности (ЦО) должен быть показатель для измерения деятельности (их я предложу в других уроках) и база для распределения расходов,
  2. В каждом ЦО должен быть ответственный руководитель. При этом ответственность в данном контексте означает, что руководитель подразделения не только контролирует, но и имеет возможность непосредственно влиять на параметр, за который он отвечает,
  3. Степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким,
  4. На ЦО желательно относить только прямые расходы, непосредственно связанные с его работой,
  5. Поскольку деление предприятия на ЦО сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Грамотное и корректное построение финансовой структуры позволяет построить полноценную бюджетную модель, тем самым оперативно и эффективно управлять финансовыми результатами и деятельностью компании в целом.

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.