keyboard_arrow_right
keyboard_arrow_right
Способы планирования на предприятии
Полезное для предпринимателей

Способы планирования на предприятии

Сегодня я хочу рассказать вам о способах планирования на предприятии. Этот вопрос волнует многих руководителей. Так как же планировать будущие показатели? Все мы знаем, что все предприятия функционируют в условиях риска и неопределенности. И самая главная функция бизнеса является прогнозирование, которое имеет своей целью снижение риска при принятии решений. В основе любого плана лежит качественный или количественный прогноз. Поэтому существуют качественные и количественные методы прогнозирования. Очень часто финансовые специалисты, занимающиеся прогнозированием и составлением планов на краткосрочный или долгосрочный период, не задумываются над теми методами, которые они применяют. Но я сейчас систематизирую все существующие методы и предложу на выбор удобные для вас варианты прогнозирования на примере прогнозирования объема продаж как самого важного раздела финансового плана. Итак, качественные и количественные методы прогнозирования. Качественные – это:

  1. Мнения специалистов,
  2. Метод экспертных оценок,
  3. Упорядоченные опрос
  4. Изучение покупателей.

Кратко о каждом. С большой долей вероятности эти методы Вы уже используете или использовали  при планировании. Я только их конкретизирую и систематизирую, чтобы вы их не использовали в слепую, а понимали, что это вполне научные методы.

Итак.

1. Мнения специалистов. Это прогнозы относительно будущих продаж или расходов в случае составления прогноза по вспомогательному подразделению, которые делаются на основе усреднения мнений работников (или экспертов) соответствующих подразделений (продаж, производства, финансов и пр.). Менеджеры или эксперты делают прогнозы в соответствии с собственными ожиданиями. Преимущества – быстрая, простая оценка без расчета статистических показателей. Часто этот метод может оказаться единственно подходящим способом прогнозирования.

2. Метод экспертных оценок (или метод Делфи). Этот метод похож на предыдущий с той лишь разницей, что опрос экспертов ведется в индивидуальном порядке, что устраняет недостатки группового подхода.

3. Упорядоченный опрос (или голосование торговых агентов). Этот метод используется при наличии торговых агентов, которые непосредственно имеют контакт с покупателями. А дальше эти данные могут усредняться, использоваться как единственный прогноз, либо корректировать имеющиеся прогнозы. Недостатком этого метода может быть излишний оптимизм или пессимизм торгового агента.

4. Изучение покупателей. При этом методе некоторые компании самостоятельно исследуют рынок с целью классификации покупателей. Изучение проводится с применением телефонных контактов, персонального интервьюирования и анкетирования. В дальнейшем с помощью расширенного статистического анализа обобщаются результаты опросов и проверяются гипотезы о поведении покупателей.

Далее мы рассмотрим количественные методы прогнозирования.

Количественные – это методы прогнозирования на основе данных прошлых периодов. К ним относятся

  • Интуитивный подход
месяц, t объем продаж в месяц, тыс руб
1                            3 050
2                            2 980
3                            3 670
4                            2 910
5                            3 340
6                            4 060
7                            4 750
8                            5 510
9                            5 280
10                            5 504
11                            5 810
12                            6 100
  • Скользящее среднее
  • Анализ трендов

Интуитивный подход используют при анализе данных за прошлый период: объема продаж и денежного потока.

Скользящее среднее пересчитывается, как только поступают новые данные. Менеджеры получают возможность при расчете среднего значения каждый раз учитывать данные последних наблюдений.

В этой статье я не рассматриваю более сложные методы прогнозирования, например, основанные на анализе временных рядов. Выбор метода или нескольких методов зависит от следующих факторов:

  1. Затраты на разработку модели прогнозирования в сравнении с потенциальным результатом от ее использования. Выбор – это компромисс между затратами и выгодами.
  2. Насколько сложна функция, для которой разрабатывается модель
  3. Какие преследуются цели: краткосрочные или долгосрочные
  4. Какая требуется точность.

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.