keyboard_arrow_right
keyboard_arrow_right
Зачем нужен управленческий учет
Полезное для предпринимателей

Зачем нужен управленческий учет

Сущность управленческого учета

Многие собственники бизнеса и начинающие предприниматели рано или поздно задают себе вопрос: эффективен ли мой бизнес и на сколько? Тратить ли деньги на рекламу и сколько? Нужно ли повышать зарплату сотрудникам или же в связи с кризисом нужно сокращать накладные расходы? И таких вопросов собственник задает себе очень много. И самый главный вопрос — что нужно сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы. Все эти вопросы решает управленческий учет.

На предприятии существуют (или должны существовать) одновременно 3 вида учета:

  • Бухгалтерский;
  • Налоговый;
  • Управленческий (или финансовый).

Бухгалтерский учет — это наша бухгалтерия, в которую, как правило, многие руководители не вникают, предпочитая отдавать ее на аутсорсинг или иметь штат бухгалтеров, и иногда контролировать процесс, а то и вовсе полностью доверять своему главному бухгалтеру. В бухгалтерском учете собирается и обобщается информация по всем финансовым операциям предприятия.

Налоговый учет должен вестись на предприятии для определения налоговой базы по налогу на основе первичной документации. Ориентирован налоговый учет  на внешних пользователей: налоговая, пенсионный и прочие фонды, т.е. налоговый учет решает на предприятии фискальную политику (уплата налогов).

Управленческий учет — это отчетность для внутреннего использования. Управленческий учет не регламентируется  законодательством, это внутренняя «кухня» компании. С учетом специфики нашего российского бизнеса некоторые собственники и предприниматели понимают управленческий учет, как учет, в котором не все сделки проводятся официально через бухгалтерию.

Показатели управленческого учета

Но управленческий учет — это очень широкое понятие. Управленческий учет включает в себя и бухгалтерский и налоговый учет. В него входит  не только консолидация официальной и неофициальной части бизнеса, планирование налоговых отчислений, но и удобное структурирование внутренней отчетности, а также натуральные показатели. Это, например, конверсия сайта, количество сгенерированных лидов, выручка и средний чек, количество уникальных посетителей и т. д. Перечень этих показателей утверждается на соответствующей комиссии или на Совете директоров. И рассчитанные показатели, оформленные в соответствующие отчеты должны помогать принятию обоснованных управленческих решений. В случае, если бизнес связан с зарубежными инвесторами, то в компании возникает вопрос о внедрении учета по МСФО (Международная система финансовой отчетности) или ГААП (общепринятые принципы бухгалтерского учета в США (ГААП США).

Но немногие предприниматели в действительности пользуются такими методами, а если пользуются, то порой некорректно. Это связано с тем, что владельцы малого бизнеса  сваливают задачи по учету на бухгалтеров, либо пытаются вести учет самостоятельно. Но и владельцы, и бухгалтеры, как правило, некомпетентны в этом вопросе, так как не имеют нужного опыта и образования.

С чего же необходимо начать, чтобы получать периодическую отчетность? И если на предприятии ее до сих пор нет, то необходимо начать ее создавать. Отчетность должна, в идеале, быть уже на первом этапе существования компании, но если этого не произошло, то нужно поторопиться, поскольку нельзя управлять тем, что нельзя измерить (PeterDrucker).

И первое, что Вам нужно сделать, это выбрать основные показатели, которые бы характеризовали бы ваш бизнес.

Время как показатель управленческого учета

Для всех компаний первым показателем является время. Необходимо выбрать удобные для вас периоды времени, за которые вы хотите получать показатели деятельности, К периодам времени относятся год, квартал, месяц, неделя, день и даже час. Для конкретных показателей могут быть свои периоды времени. Увеличилось количество компаний, которые ведут дневную отчетность.  Сейчас время очень ускорилось и стало отдельным фактором успеха. Фактически кто управляет временем, тот управляет будущим. Руководитель всегда может вовремя сориентироваться и принять правильное решение.

Натуральные показатели

Второй важный показатель управленческого учета — это натуральные (нефинансовые) показатели. Это размер активной базы клиентов, количество заплативших клиентов, число заявок, показатели трафика и его структура, уровень конверсии и многое многое другое. Объем финансовых показателей зависит от специфика бизнеса. Приведенные выше показатели в большей степени характеризуют интернет-магазин. В чем важность натуральных показателей? На первый взгляд, они не имеют финансовой оценки, однако есть одно «но». Эти цифры генерируют в будущем ваш денежный поток  и вы оперативно можете влиять на них.

Финансовые показатели

И третий важный показатель — доходы и расходы. Это один из важнейших финансовых показателей. Необходимо структурировать существующие доходы и расходы и в дальнейшем собирать их постатейно. Доходы и расходы можно также распределять по отделам, процессам и сотрудникам. Эта регулярная процедура позволит реально оценивать структуру затрат, выручки, и в дальнейшем правильно управлять этими показателями.

Резюмируя все вышесказанное, подчеркну, что отчетность должна быть у каждого предпринимателя. Отсутствие регулярной отчетности равносильно ведению бизнеса «вслепую», что в итоге может привести к катастрофе. Однобокое (исключительно для налоговой инспекции) ведение учета или полное отсутствие такового не позволяет собственнику увидеть картину деятельности предприятия в целом. А выбрав и внедрив ряд необходимых показателей, можно управлять эффективностью компании и обеспечивать ее устойчивый рост.

Не игнорируйте управленческий учет, возьмите под контроль и принимайте активное участие в процессе создания отчетности, не поручайте его исключительно другим людям. Только вы как собственник должны участвовать в  становлении всех процессов своего бизнеса и как управленец должны контролировать процесс внедрения управленческой отчетности, привлекая грамотных людей, не стесняясь спрашивать их о каждой детали, формуле. В конечном итоге только вы отвечаете за свой бизнес и больше всех пострадаете, если при принятии решений не будете основываться на достоверных сведениях. И только после того, как будут получены достоверные отчеты и первые результаты работы вашей компании, можно передать ведение управленческого учета штатным сотрудникам. Но при этом с вашей стороны остается регулярный контроль, не забывая, что под влиянием рынка бизнес-процессы могут меняться и стратегия учета должна быть гибкой и чутко реагировать на изменения внешних факторов.

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!


7 Comments

  1. Хасбулат
    Февраль 4, 2017 at 12:00 пп

    Я абсолютно не разбираюсь в управленческом учете и ничего об этом не могу сказать, но не хотел пройти мимо не оставив первый комментарий о Вашем сайте, всегда начинать тяжело, я думаю Вы пишете о том в чем разбираетесь и кто то ищет в интернете эту информацию и будет Вам благодарен за представленный сайт. Здоровья Вам и творческих успехов.

    • Марина
      Февраль 4, 2017 at 12:07 пп

      Спасибо, Хасбулат. Я действительно долго практиковалась по этой теме и уже три года мечтаю снять видеоуроки для начинающих бизнесменов. Сейчас нашла время воплотить свои идеи в жизнь и начала с создания сайта.

  2. Татьяна Овчинникова
    Февраль 5, 2017 at 2:33 пп

    Марина, здравствуйте!
    Поздравляю с созданием блога. Успехов Вам в реализации своей мечты.
    Я долго работала главным бухгалтером в разных фирмах.
    Сейчас на предприятиях ведется сразу несколько учетов — бухгалтерский, налоговый, управленческий. Это обязательный набор для любого успешного российского предприятия.
    Согласна с Вами, что важность управленческого учета невозможно переоценить. Без него как вслепую идти по опасной дороге.
    Мне кажется, что примеры показателей управленческого учета в статье приведены для одного вида бизнеса, а весь остальной текст для другого вида бизнеса.
    И если Вы хотите писать для самих предпринимателей, а не для бухгалтеров и экономистов, то преподнести материал лучше на языке предпринимателей, чтобы и Хасбулат понял важность управленческого учета для себя и чем можете Вы ему помочь:)

    • Марина
      Февраль 6, 2017 at 1:00 пп

      Спасибо, Татьяна, за предложение. Я стараюсь писать для всех доступным языком. Изначально я хотела назвать свой блог Управленческий учет для чайников. Но посчитала это слишком грубо. Спасибо за замечания. Надеюсь, Вы будете чаще заглядывать на мою страничку. Я только опубликовала самое начало моих материалов. Дальше будет интереснее.

  3. Олег Тетерин
    Февраль 5, 2017 at 4:50 пп

    Марина, просмотрел все Ваши статьи, видно что Вы хорошо разбираетесь в этой теме.
    Успехов Вам.

    • Марина
      Февраль 6, 2017 at 1:01 пп

      Спасибо, Олег. Надеюсь, что смогу быть Вам полезна своим блогом. Удачи Вам тоже.

  4. Ирина
    Февраль 7, 2017 at 8:52 дп

    Марина, ваш блог очень специфический и направлен именно для ЦА. Думаю, он будет полезен специалистам в Вашей области. Успехов Вам в развитии и продвижении блога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.